Вода поспешила за ледоходом, размывая дороги
Ледоход в Холмогорском районе не нанёс большого вреда. Но региональные дороги размыты: проезд невозможен.
Необычное начало зимы с осенним ледоходом на СевернойДвине. Не замерзавшие в течение всей зимы полыньи. Сравнительно тонкий лёд, казалось бы, не представлявший опасности для прибрежных населённых пунктов. Всё настраивало на беспроблемное вскрытие рек и спокойное прохождение весеннего половодья.
Необычное начало зимы с осенним ледоходом на СевернойДвине. Не замерзавшие в течение всей зимы полыньи. Сравнительно тонкий лёд, казалось бы, не представлявший опасности для прибрежных населённых пунктов. Всё настраивало на беспроблемное вскрытие рек и спокойное прохождение весеннего половодья.
В южных районах Архангельской области так и произошло, хотя начинался ледоход с угрозой подтопления Великого Устюга ещё в первой декаде марта. Но, в начале второй декады наступило похолодание. Вскрытие рек в Вологодской области затормозилось, и уровни воды в реке Сухоне стали падать.
Лёд от великоустюжского затора двинулся в сторону Котласа лишь в начале апреля по низкой воде. Задержки в продвижении ледохода были на одни – двое суток. И, как отмечалось в гидрологических бюллетенях ФГБУ «Северное УГМС», «уровни воды при ледоходе в верхнем течении ниже средних многолетних значений на 20-180 см».
В Холмогорском районе без заторных явлений вскрытие Северной Двины не обходится. И, хотя ледоход быстро продвигался по территории Красноборского, Верхне-Тоемского, Шенкурского и Виноградовского районов, слабо верилось прогнозам гидрологической службы о подходе ледохода к Архангельску 24 – 25 апреля. Затор медленно смещался от Кривого к Орлецам, Марилову, Усть-Пинеге и Вавчуге, накапливая потенциал и воду.
Были приняты меры по предотвращению образования затора льда в районе Вайново, где к спуску льда привлекли ледоколы и проведены взрывные работы. 28 апреля угроза подтопления Холмогор и прибрежных населённых пунктов миновала.
В реке начал интенсивно падать уровень воды. Пожалуй, она никогда ещё не уходила так быстро. Даже при наводнении перед ледоходом вода не прибывала так быстро.
С заливных лугов в реку направились стремительные потоки и ручьи стали похожи на горные реки. Вода размыла дороги, сделав их непроезжими.
У ручья Копь ещё вечером 30 апреля казалось, что на следующий день будет возможность проезда на легковой машине по автодороге из Верхних Матигор в Быстрокурью, а под утро вода проложила новое русло для ручья. Подобная ситуация на региональной автодороге Холмогоры – Новодвинск у, так называемого второго моста.
Александр УГОЛЬНИКОВ