ЗЕМЛЯКИ
13:39 / 30 мая 2020
650

К 100-летию со дня рождения выдающегося мастера художественной резьбы по кости, фронтовика Парфёна Парфёновича Черниковича

Народный художник

П.П. Черникович родился в 1920 году в семье крестьян деревни Малые Страхины в Белоруссии. В 1935 году, когда Парфёну было 14 лет, родители были переселены в Архангельскую область, Холмогорский район, в спецпереселение Рожево. К этому времени у Парфёна была семилетка и восьмой класс средней школы. Он понимал, что надо учиться. Попытка поступить в Емецкое педагогическое училище провалилась. Несмотря на отличные оценки на вступительных экзаменах, комиссия отказала в зачислении на учёбу. С подобной несправедливостью он ещё будет сталкиваться в оценке своего труда и таланта. А пока, пожалуй, главная удача в его жизни – само существование неподалёку, в селе Ломоносово, знаменитого центра косторезного промысла, артели мастеров и школы художественной резьбы по кости. Имея склонность к рисованию, в 1936 году Парфён поступил в профтехшколу и вскоре преуспел в учёбе по рисунку, а также лепке, композиции и резьбе по кости. Его учителями были великолепные мастера-художники М.А. Христофоров и А.Е Штанг...
В 1939 году Парфён окончил Ломоносовскую школу художественной резьбы по кости с дипломом мастера наивысшего седьмого разряда. Он понял, что на холмогорской земле нашёл свою дорогу в жизни и вторую родину. Коллектив артели с радостью принял талантливого парня. С началом работы в артели Парфёна увлекла творческая работа. Им был создан ряд образцов для тиражирования в производстве, а также первые значительны работы из мамонтовой кости: бюст С.М. Кирова  (1939 г.), настольный портрет В.И. Ленина (1939 г.), настольный портрет М.В. Ломоносова (1940 г.).
В 1941 году Парфён был призван в ряды Красной армии. Во время войны участвовал в боях под Старой Руссой, Демьянском, Новгородом. Получил тяжёлое ранение и провёл в госпиталях около девяти месяцев. Награждён медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». После возвращения домой в 1943 году с инвалидностью долгих полтора года не мог приступить к своей любимой работе, выздоравливал медленно. 
Последующие годы работы в артели, затем на фабрике принесли много творческих достижений и побед. Парфён Парфёнович по праву считался ведущим художником холмогорского промысла, занимал пост художественного руководителя и много работал по своим композициям.

Шедевры мастера

В 1945 году он был принят в члены Союза художников СССР. Первое большое произведение мастера – ваза «Север» - на всесоюзном конкурсе резьбы по камню, дереву и кости в Москве в 1945 году было отмечено грамотой ЦК ВЛКСМ и первой премией в размере 10 тысяч рублей. Ваза была подарена президенту США Ф. Рузвельту от советского правительства.  На полученные деньги Парфён купил дом, который стал центром притяжения творческих сил. Здесь часто бывали молодые косторезы, художники-живописцы, поэты. 
Парфён Парфёнович со свойственной ему энергией много и плодотворно работал над созданием новых уникальных произведений – шедевров косторезного искусства. Кубок «Победа» (1946 г.) выдвинут на соискание Сталинской премии, очёчник «Ленинград» (1947 г.) - в Эрмитаже, ваза «Социалистический Север» (1940 г.) подарена Сталину от трудящихся Архангельской области, кубок «Навеки вместе» (1953-1954гг.) подарен Украине в связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией, ваза «М.В. Ломоносов», изготовленная к 250-летию со дня рождения учёного, хранится в музее М.В. Ломоносова. 
Ваза «Великие русские композиторы» (1958-1959гг.), получив самую высокую оценку искусствоведов, тем не менее, не принесла автору достойного материального вознаграждения, так как произведение попало под начатую правительством программу борьбы с излишествами в архитектуре, как то: колонны,  капители, орнаменты, рельефные композиции, украшение зданий. Сталинский стиль в архитектуре уходил в историю. Очевидно, что это не имело никакой связи с 400-летним косторезным искусством, но необоснованная несправедливость была. 
В 1958 году произошло событие, засвидетельствовавшее факт международного признания мастера. На всемирной выставке в Брюсселе за шкатулку «Север» (1951 г.) Черникович получил диплом и серебряную медаль. На этой же выставке были удостоены диплома и серебряной медали А.С. Гурьев – за шкатулку «Басни Крылова» и Т.Г. Большакова – за вазу «Цветы». За многообразие высокохудожественных изделий из кости, экспонировавшихся на выставке, фабрика также получила диплом и серебряную медаль, тем самым умножив славу Холмогорской резьбы по кости.

Повороты судьбы

В 60-е годы стало нарастать противоречие планового и творческого начала в организации производственного процесса фабрики. Возникла проблема сосуществования вала и шедевров и в этой связи обострились взаимоотношения художника Черниковича и руководства фабрики. В эти же годы выросло и стало заявлять о себе новое поколение талантливых холмогорских мастеров, претендовавших на такое же высокое признание, каким пользовались уже опытные художники. Так, в 1967 году за успехи в искусстве резьбы по кости был награждён орденом Ленина не ведущий мастер промысла П.П. Черникович, а молодой талантливый косторез А.С. Гурьев. Парфён с горечью говорил об этом: «Высосали, как лимонную корочку, и выбросили».
В 1968 году П.П. Черникович круто изменил свою творческую биографию. По приглашению начальника управления художественных промыслов облисполкома Парфён Парфёнович с семьёй переезжает в город Горький, навсегда.
На ломоносовской земле остались две могилки детей Марии Алексеевны и Парфёна Парфёновича, умерших во младенчестве, дом с другими хозяевами. И осталась память о замечательном человеке и превосходном мастере-художнике Холмогорской резьбы по кости.
Жизнь, работа и деятельность Парфёна Парфёновича Черниковича на нижегородской земле принесли мастеру много творческих удач и большое признание. Там он создал новый «Варнавинский» промысел художественной резьбы по кости, который успешно работает. В Нижнем Новгороде Парфёну Парфёновичу были присвоены почётные звания заслуженного, а затем народного художника России. Свыше ста творений мастера находятся в музеях нашей страны, много работ и в частных коллекциях. Мастер прожил долгую творческую жизнь. Над созданием своих произведений он трудился и в преклонном возрасте. Последняя его работа – кубок «Воспоминания о Севере» - была закончена в 2008 году. В 2011 году художника не стало.
Сегодня в Нижнем Новгороде живут  жена и муза художника Мария Алексеевна, 1922 года рождения, дочь Надежда и сын Михаил.

Виталий ПРОСВИРНИН


Стартовал прием заявок на конкурс губернаторских грантов
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112
Архангельский областной центр социальной защиты населения
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.