В понедельник, 13 июля, открыто движение по мосту через реку Курья на автодороге Исакогорка – Новодвинск - Холмогоры
Сквозное сообщение на этом направлении было прервано осенним наводнением девять месяцев назад - в середине октября прошлого года
Осенью, с подъёмом воды, мост длительный период был на плаву. Был период зимой, когда проезд с нарушением правил, под запрещающий знак по мосту был возможен. Но уровень в реке сохранялся высоким на протяжении всей зимы, и специалисты не имели возможности обследовать конструкции моста, не могли быть уверены, что он не сместился со свай.Пожалуй, даже не сотни, а тысячи людей ждали открытия моста. Это очень важное событие не только для населения муниципальных образований «Кехотское», «Койдокурское» и курейских деревень МО «Холмогорское», но и для многих жителей Холмогор и Новодвинска. У одних дачные участки на отрезанной рекой территории. Другим - с деловыми поездками была необходимость каким-то образом преодолевать водное препятствие или добираться в объезд по М8. Большое значение мост имеет и для экстренных служб: скорой помощи, пожарной охраны, полиции да и в доставке почты, товаров в магазины, прямого автобусного сообщения.
Дачник из Северодвинска Александр Кузнецов около шести месяцев в году проводит на своей даче. Доволен, что за восемь километров до Холмогор гораздо выгодней съездить за покупками, чем за сорок до Новодвинска.
- Такой хороший мост у нас построили. Спасибо! В райцентре же постоянно нам что-то нужно. За каждой бумажкой кругом, через город не наездишься, - говорит житель Курьи Алексей Телицын.
А водитель проезжавшего автомобиля, назвавшийся Виктором, выразил надежду, что сотрудники ГИБДД теперь приедут патрулировать и наведут порядок на региональной автодороге и в курейских деревнях.
Увеличили грузоподъёмность и безопасность
Строительством моста занималась бригада АО «Автодормост». Теперь он выглядит примерно также, как построенный два года назад низководный мост через реку Ваймугу на автодороге Емецк – Сельцо. В связи с тем, что новый мост стал выше, под ним по сегодняшнему уровню воды можно проехать на лодке. Есть надежда, что не придётся закрывать движение по мосту из-за осенних и зимних наводнений, из-за подъёма воды в период летних дождей и приливов от нагонного северного ветра.
- Длина моста осталась прежней, но его конструкцию изменили, - поясняет главный специалист филиала РДО №18 дорожного агентства «Архангельскавтодор» Вера Жернакова. – Полностью заменили свайное поле, усилили опоры: вместо четырёх свай поставили по пять в ряд. Между опорами расстояние небольшое - четыре метра. На них мощные насадки. Сделали крепкие прогоны из древесины. При этом материал нужен был больше 24 сантиметров в диаметре, поэтому пришлось искать лес по всей области. Хотя и живём мы в лесном регионе, хороший лес найти очень сложно. Из старого материала от разобранного моста сделали только нижний, поперечный настил, добавив 20 процентов нового. Верхний настил теперь сделан не из досок, как раньше, а полностью из нового бруса сечением 100 на 150 миллиметров. С использованием старого материала усилили заборную стенку на сопряжении насыпи с мостом. Теперь она состоит из двух рядов свай. Кроме этого сделали открылки, чтобы насыпь не осыпалась и не размывалась водой. Для обеспечения безопасности колесоотбойник сделан по новому стандарту, и теперь его высота составляет 36 сантиметров. Установлены мощные перильные ограждения высотой больше метра, которые теперь не свернут рыбаки. Усиление конструкций моста позволило нам увеличить его грузоподъёмность до общей массы транспортного средства в 12 тонн.
К сожалению, низководный мост придётся разбирать на период ледохода и весеннего паводка. Но то, что сваи его теперь выше, чем были прежде, позволит обслуживающему мост и работающему на его содержании предприятию АО «Автодормост» сократить сроки между датами от демонтажа до сборки.
Сделали мост выше, пришлось поднять и насыпь. Как отметил мастер Холмогорского участка ООО «Автодороги» Алексей Кузнецов, на подъезды к мосту завезли полторы тысячи кубометров грунта. На насыпи земляного полотна выполнили покрытие из песчано-гравийной смеси. Работы по обустройству подъездов будут продолжены, но технику сразу после открытия моста направили в район Койдокурьи на восстановление дороги, разрушенной предпринимателями, возившими из карьера «Григоровское», что рядом с Кехтой, песок для продажи населению.
На дороге предстоит большой ремонт
Автодорога Исакогорка – Новодвинск – Холмогоры вошла в перечень объектов, которые должны быть отремонтированы в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Он рассчитан на несколько лет.
Свидетельством того, что некоторые участки дороги оказались разбитыми в межсезонье большегрузным транспортом, возившим материал из карьера от Кехты в сторону Курьи, являются фотоснимки и видео жительницы деревни Петрушевской Татьяны Петуховой, которые прислали нам в редакцию. На них видны размятый в крошку асфальт, разбитая грунтовая дорога с глубокими колеями, по которой с трудом проезжают легковые автомобили.
Глава МО «Койдокурское» Ирина Хрущёва сообщила, что обращалась в ОМВД России по Холмогорскому району с целью привлечения к ответственности виновных в разрушении дороги. После проведённой проверки ей ответили, что для возбуждения дела об административном нарушении нет оснований, а в адрес владельца дороги ГКУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» направлено предписание об устранении выявленных дефектов.
- Некоторые участки дороги, действительно, не соответствуют нормативным требованиям, но не по вине местных дорожников, - комментирует ситуацию главный специалист «Архавтодора» Вера Жернакова. – Автогрейдеры Холмогорского участка ООО «Автодороги» из-за отсутствия моста вынуждены были ездить через «Беломорье», чтобы исправить повреждённое покрытие. Тяжеловесами буквально убита вся дорога, и на её восстановление придётся потратить незапланированные средства. Это результат непродуманной политики и действий высоких чиновников, посчитавших, что нет необходимости вводить весенние ограничения для тяжеловесов на дорогах области. В прежние годы проезд ограничивали для грузового транспорта, а этой весной ограничения не вводили. Это не от нас зависит. В результате движения многотонных самосвалов на дороге много просадок и выбоин, испорчено асфальтовое покрытие по населённым пунктам. Сейчас дорожникам предстоит большая работа, чтобы привести всё в порядок, восстановить проезд, который бы удовлетворял всех участников дорожного движения.
Александр УГОЛЬНИКОВ
Фото автора