Главный нарколог Поморья: «Алкоголизм – болезнь, а не вредная привычка, а значит, требует лечения»
Кружка пива после работы, бокал вина, чтобы уснуть или расслабиться, посиделки по выходным с друзьями – для некоторых людей это привычные ритуалы. Безобидны ли подобные привычки, как вовремя заметить развивающуюся зависимость и где получить помощь, рассказала Анна Еремеева, главный внештатный нарколог министерства здравоохранения Архангельской области, заместитель главного врача по профилактике и межведомственному взаимодействию Архангельской клинической психиатрической больницы
– По данным Всемирной организации здравоохранения, из-за употребления алкоголя ежегодно умирает 3 миллиона человек. Алкоголь негативно сказывается на здоровье человека: страдает сердце и сосуды, головной мозг, формируются психические и поведенческие расстройства, длительное употребление может спровоцировать рак желудка и пищевода, цирроз печени, употребление больших объемов алкоголя нередко заканчивается тяжелыми интоксикациями с серьёзными последствиями, вплоть до летального исхода. Наилучшее решение – не употреблять алкоголь совсем, поскольку зависимость может сформироваться очень быстро. При нарастании тяги к спиртному, увеличении частоты употребления стоит как можно скорее обратиться за квалифицированной медицинской помощью, чтобы избежать грозных последствий», – считает глава регионального минздрава Александр Герштанский.
– Анна Александровна, какова распространённость алкоголизма в Архангельской области?
– Распространенность алкоголизма, по официальной статистике, снижается, среди жителей Архангельской области в 2022 году она оставила 1 процент. Но мы должны понимать, что это вершина айсберга – те люди, которые попали в поле зрения официального нарколога в государственной медицинской организации. Есть еще те, кто лечится анонимно в платных клиниках и те, кто вообще не обращался за помощью.
– Где проходит грань между употреблением алкоголя и зависимостью?
– Вообще наркологи выделяют четыре категории людей: те, кто вообще не употребляет, те, кто употребляет с низким риском для здоровья, люди, употребляющие с высоким риском для здоровья и имеющие вредные последствия, последний сегмент – люди с синдромом зависимости. Понять, что развивается синдром зависимости можно по нескольким критериям: как часто человек выпивает, сколько алкогольных единиц он употребляет за раз, зачем он употребляет. Больше двух алкогольных единиц за раз, больше 14 единиц за неделю – это повод задуматься. (Прим.: одна алкогольная единица – это 250 мл пива, 100 мл вина или 30 мл крепкого алкоголя). Должно насторожить, если увеличилась частота потребления, появилось все больше «поводов» выпить. Например, человек раньше выпивал только по праздникам и тянул бокал на протяжении всего вечера, а сейчас уже и два, и три бокала за вечер, объясняя это тем, что нужно снять усталость, напряжение, стресс, это помогает ему заснуть. Зависимость формируется постепенно, отследить ту грань, когда человек уже полностью подчинил себя употреблению, бывает сложно. Важно вовремя заметить тревожные звоночки и обратиться за помощью.
– Злоупотребляющих алкоголем, как известно, больше мужчин, почему же отдельно выделяют такое понятие как «женский алкоголизм»?
– Согласна, что заболевание касается обоих полов, не говорят же про женский сахарный диабет или женскую гипертонию, и употребляющих все-таки больше мужчин – три четверти. Мне кажется, тут включается и медицинская, и социальная составляющая. Алкоголизм у женщин «виднее», он больше осуждается обществом, плюс зависимость у женщин развивается быстрее: нужно меньше доз и меньше времени для этого. И социальных последствий, как оказывается, больше: ведь на женщине обычно держится быт, семья, воспитание детей.
– Почему человек начинает употреблять алкоголь, ведь первый опыт обычно неприятный: невкусно, горько?
– Первый опыт употребления чаще приходится на подростковый возраст. Подросток пробует – да, невкусно, горько, но, например, он был замкнутый – получилось разговориться, интересно шутил – все смеялись, с девушкой познакомился. И вот якорь брошен, он получил так называемое положительное подкрепление. И потом человек употребляет снова, чтобы получить те же ощущения: не ради вкуса, а ради того, что будет после. На первый опыт употребления и далее – развитие пристрастия к алкоголю может много что повлиять: особенности личности, семейная история, генная предрасположенность, устройство мозговых структур.
– Какие антиалкогольные меры, на ваш взгляд, наиболее эффективны?
– Мировые исследования говорят о том, что в борьбе с зависимостью нужен комплекс мероприятий: на кого-то повлияет одно, на кого-то другое. Но все же государственные меры по эффективности на первом месте. Разные страны используют разные варианты антиалкогольной политики. У нас есть ограничения на продажу алкоголя: алкоголь продается в определенные часы; в некоторые дни, например, 1 сентября, вечером не продаётся. Мне кажется, это грамотный подход. Еще бы ограничить места продаж. Сейчас много алкогольных точек, алкогольные полки есть в продуктовых магазинах. В алкошопах продают продукты, дети заходят и покупают разные снеки, привыкают видеть алкоголь. В идеале такие магазины должны быть за городом, куда нужно специально ехать. Полный запрет, «сухой закон», как показала практика, не работает: появляется больше суррогата, люди травятся некачественным алкоголем.
– Какие методы избавления от алкоголизма сегодня применяются?
– Методы лечения, а не избавления. Синдром зависимости – это болезнь, а не вредная привычка. Нередко на употребляющего навешивают ярлыки: «отброс общества», «безвольный», «бесхарактерный» и т.д. Из-за такого отношения, непонимания не так много людей, как хотелось бы, обращаются за помощью вовремя.
Методов много, но одним из самых эффективных является реабилитация. В Архангельской клинической психиатрической больнице есть возможность и стационарной, и амбулаторной помощи. Побыть в стационаре для инициации трезвости, когда вокруг нет никаких провокаций, очень хорошо. Конечно, потом человек выйдет в жизнь, там провокации будут везде, но начать работать с собой, со своим мышлением, иррациональными установками, стационар помогает. А затем пациенту предлагаются разные варианты поддержки, чтобы он оставался в трезвости: работа с психотерапевтом, специалистом по соцработе, в группах.
Одна из эффективных проверенных программ, основанная на доказательной медицине, которую используют у нас в учреждении - «SMART-recovery». Группы проходят по средам в диспансерном отделении больницы, прийти туда может любой желающий, не только пациенты диспансера. Там помогают сформировать мотивацию к отказу, управлять влечением к алкоголю, справляться с негативными мыслями и поведением, строить гармоничную жизнь.
Еще есть анонимные сообщества, куда могут обратиться не только люди с синдромом зависимости, но и их родственники, которые сами того не понимая, потворствуют употреблению. Часто бывает так, что сам потребитель не осознает проблемы, не идет за помощью. И родственники, придя в группу, учатся менять свое поведение и отношение к зависимому родственнику. В итоге и сам зависимый человек начинает меняться и приходит к выводу, что ему нужна поддержка и помощь. У нас есть разные варианты помощи, а том числе и анонимной, главное, чтобы люди хотели изменений и обращались к нам.