ИСТОРИЯ
11:54 / 21 октября 2021
205

«Папанинцы». Первый на Севере партизанский отряд

22 июня 1941 года Германия и ее союзники вероломно, без объявления войны, напали на Советский Союз. Военные действия на Севере нашей страны начались 29 июня 1941 года с переходом в наступление немецкой армии «Норвегия», в составе которой насчитывалось четыре немецких и две финских дивизий. В ночь с 30 июня на 1 июля финские войска вторглись на территорию СССР в приграничных районах Карелии. К августу того же года, в ходе ожесточенных боев, были захвачены города Сортавала, Выборг, Лахденпохья, Кексгольм, позднее Олонец и Петрозаводск. 5 октября советские войска оставили Медвежьегорск. К концу декабря 1941 года противник был остановлен на рубеже от южного участка Беломоро-Балтийского канала до станции Масельская и западнее Кировской железной дороги по линии Ругозеро-Ухта-Кестеньга-Алакуртти-Мурманск.

Доверить оружие

Правительство и учреждения государственной власти Карелии работали в городе Беломорске. С целью помощи войскам Карельского фронта руководством областного управления НКВД по Архангельской области было принято решение о формировании партизанского отряда. Трудность заключалась в том, что у чекистов не было профессиональных людских ресурсов. В ведении были только исправительно-трудовые лагеря. Выбора не было, и специальные части при лагерях осенью 1941 года приступили к отбору контингента из числа осуждённых по бытовым и воинским преступлениям, которому можно было доверить оружие. Главными условиями отбора были хорошее здоровье, умение ходить на лыжах, отбытие половины срока наказания, хорошие характеристики из лагеря. Осужденные по 58-й статье в расчёт не принимались, их не брали на фронт всю войну.

После проведения тщательной проверки отобранных кандидатов этапами направили в Архангельск. Начальнику тюрьмы №1 было направлено соответствующее распоряжение о содержании данного контингента, а именно: поместить их в одну лучшую отдельную камеру, на работу не посылать, улучшить питание.

Место формирования партизанского отряда, которому было присвоено название «Папанинцы», установить не удалось. А вот список бойцов отряда известен:

1.                  Мысский Иван Антонович 1898г.р.

2.                  Марков Василий Ильич 1911г.р.

3.                  Крутиков Александр Степанович 1914г.р.

4.                  Серебряков Александр Арсентьевич 1914 г.р.

5.                  Попов Василий Николаевич 1915г.р.

6.                  Окрепилов Петр Иванович 1905 г.р.

7.                  Ефремов Дмитрий Матвеевич 1918 г.р.

8.                  Федоров Сергей Тихонович 1916 г.р.

9. Соловьев Алексей Федорович 1913 г.р.

10. Щербаков Василий Дмитриевич 1913 г.р.

11. Морозов Василий Николаевич 1914 г.р.

12. Скоморохов Александр Ильич 1904 г.р.

13. Сорокин Иван Николаевич 1913 г.р.

14. Шкарин Александр Варсанофьевич 1916 г.р.

15. Богданов Иван Никифорович 1915 г.р.

16. Аксенов Арсений Фирсович 1914 г.р.

17. Царев Георгий Яковлевич 1915 г.р.

18. Гоменюк Степан Дмитриевич 1910 г.р.

19. 3адорожный Кузьма Иванович 1917 г.р.

20. Пятаков Иван Васильевич 1918г.р.

Учёба была организована по 40-часовой программе. В плане были дисциплины: подрывное дело, лыжное дело, топография, граната образца 1933года, стрелковое дело, зажигательные бутылки, политическая подготовка. Бойцам была прочитана лекция по докладу т. Сталина о партизанском движении и показан художественный фильм.

В конце ноября 1941 года отряду было выдано оружие: винтовки Мосина – 20 штук, патроны по 30 штук на винтовку, три нагана с 28 патронами на каждый. Получено 20 финских ножей, 20 сумок для гранат, 8 тюбиков лыжной мази.

В середине декабря 1941 года бойцы партизанского отряда были направлены в распоряжение Особого отдела Карельского фронта в город Беломорск.

Результаты деятельности подразделения изложены в докладной записке заместителя начальника ОО НКВД Карельского фронта руководству УНКВД по Архангельской области. В ней указывалось, что совместно подобранная диверсионно- разведывательная группа во главе с командиром Мысским И.А. 22 декабря 1941 года была переброшена в тыл германо-финских войск с диверсионным заданием.

По пути движения разведка группы натолкнулась на минное поле противника, в результате чего осколком мины один человек был легко ранен (поцарапан). Командир группы Мысский, вместо того, чтобы обойти минное поле и следовать по заданию, дал команду возвратиться обратно.

После возвращения за трусость и симуляцию болезни были отсеяны из группы и направлены в действующую Армию Сорокин и Щербаков. Ещё перед первой заброской в процессе подготовки за недисциплинированность был отсеян Крутиков. Пятаков и Гоменюк были оставлены по болезни. Как впоследствии было установлено врачебным заключением, Пятаков болезнь симулировал.

1 января 1942 года группа в составе 15 человек под командой Серебрякова была вновь направлена в тыл противника. По пути движения группа неожиданно столкнулась с подразделением финских войск, которые очевидно предпринимали обходной маневр одной из наших воинских частей, и были обстреляны пулемётным и миномётным огнём. В результате чего не возвратились Мысский, Серебряков, Шкарин, Федоров, Морозов, Богданов и Окрепилов, которые, по предположению вернувшихся, убиты.

Отряд «Папанинцы» был расформирован 4 мая 1942 года на основании приказа УНКВД. Оставшиеся в живых восемь бойцов были зачислены в ряды Красной Армии, в том числе и Гоменюк Степан Дмитриевич. Позднее его использовали в качестве разведчика Особого отдела Карельского фронта.

 

«Ленинградец»

 

Степан Гоменюк родился в 1910 году в бедной крестьянской семье на Украине. Рано остался без отца, поздно пошёл учиться. После окончания семилетки уехал на заработки в Ленинград, трудился на заводе «Большевик». После службы в армии по оргнабору выехал в Архангельскую область. Устроился заведующим почтовым отделением, добросовестно работал, много читал, занимался спортом, помогал матери.

Однако в почтовом отделении оказались нечистоплотные люди и, воспользовавшись слабым контролем со стороны начальника, совершили крупную растрату государственных средств. Гоменюк был осуждён на два года «за преступно-халатное отношение к служебным обязанностям» с отбыванием срока заключения в исправительно-трудовом лагере. В лагере он работал старательно и был освобождён досрочно.

В поле зрения Особого отдела Карельского фронта Гоменюк С.Д попал не случайно. Среди бойцов отряда он выделялся дисциплинированностью, смекалкой, хорошим здоровьем. После соответствующих бесед и проверок ему было предложено выполнение особого задания, а именно, отправиться в тыл врага с целью внедрения в одну из разведывательных школ противника, на что Степан Дмитриевич дал своё согласие. К концу февраля 1942 года подготовка Гоменюка С.Д., как разведчика под кличкой «Ленинградец», была завершена. Все вопросы по заброске и заданию были утверждены руководством Особого отдела Карельского фронта.

В одну из мартовских ночей 1942 года через Повенецкую губу Онежского озера «Ленинградец» был переброшен в тыл финнов под видом изменника Родины. Сначала он попал в лагерь для советских военнопленных, где царили жёсткий режим, изнурительный труд на каменоломнях, бесчеловечное обращение охранников. Степан вёл себя так, как заранее было предусмотрено: трудился старательно, проявлял исполнительность и установленные в лагере правила. Примерно через три недели «перебежчика» Гоменюка стали вызывать в канцелярию лагеря для бесед на различные темы о месте рождения, жизни и работе, о родственниках, службе в Красной Армии, судимости и пребывании в заключении, обстоятельствах перехода на сторону противника. Особый интерес был проявлен к Беломорскому гарнизону. Ответы на этот случай были подготовлены для Степана чекистами.

После многочисленных проверок, когда жизнь разведчика была на волосок от смерти, его приняли курсантом в Петрозаводскую разведывательную школу под псевдонимом «Александр Морозов». Он подписал «Обязательство», напечатанное по-русски, в котором говорилось о добровольном сотрудничестве с финской военной разведкой, неукоснительном выполнении разведывательных заданий, о наградах за геройство и суровом наказании, вплоть до расстрела, за невыполнение задания, обман, дезертирство и предательство.

Вскоре в школе начались регулярные занятия. Днём – специальные дисциплины, вечером – обязательные лекции о государственном устройстве, экономике, вооружённых силах СССР, «успехах» армии «великой Германии».

Гоменюк обратил внимание на царившую в школе обстановку недоверия и страха. Групповые сборы и доверительные беседы не разрешались. Руководство школы поощряло антисоветски настроенных курсантов, доносивших о поведении своих сокурсников.

Степан приступил к выполнению задания, полученного от советской разведки. Он знакомился с курсантами, внимательно присматривался к ним, старался узнать их прошлое, настоящие имена и фамилии, в каких частях Красной Армии они служили до пленения, запоминал внешние приметы каждого. Гоменюку удалось найти двух курсантов, которые после переброски на советскую территорию с диверсионным заданием явились с повинной в Особый отдел Карельского фронта .

После окончания учёбы агент «Александр Морозов» был переброшен в тыл русских войск с заданием организовать взрыв в здании штаба Карельского фронта в Беломорске, а также собрать сведения об установленном в гарнизоне режиме и вернуться обратно.

После прыжка с парашютом с транспортного самолёта Гоменюк оказался на родной земле. Преодолев многокилометровый путь через болотистые места, добрался до Особого отдела фронта. Доложил о полученном задании и сообщил собранные в школе сведения о деятельности разведшколы, её структуре, методах обучения, подробные данные о руководящем составе, преподавателях, инструкторах и агентах, подготовленных выброске в тыл советских войск со шпионско-диверсионными заданиями. Все эти сведения имели важное значение для организации целенаправленной контрразведывательной работы по пресечению деятельности вражеской агентуры.

Для достоверности выполнения задания контрразведчики организовали взрыв пустых складов вооружения, приведший к большому пожару, распространили слухи, что это дело рук диверсантов. Подготовили необходимые для разведчика дезинформационные сведения, и Гоменюк был отправлен обратно с новым заданием по установленному маршруту движения.

Возвратившись в разведшколу, Гоменюк доложил о том, что штаб армии из Беломорска был передислоцирован в неизвестном направлении и поэтому он решил взорвать армейские склады вооружения. Позднее, аэрофоторазведка зафиксировала место пожара и подтвердила эти слова. Задание было «выполнено», получена положительная оценка и агент «Александр Морозов» получил от командования медаль «За заслуги» второй степени за проявленные мужество, инициативу и находчивость.

Положение советского разведчика в стане врага заметно укрепилось. Ему было предложено остаться на работе в учебном центре разведки противника. Став инструктором, Гоменюк получил право беспрепятственного передвижения внутри школы, мог свободно выезжать в Петрозаводск. Всё это значительно расширило возможности разведчика по выполнению полученного задания. Изучая поведение курсантов, Гоменюк находил людей, давших согласие на зачисление в разведшколу с целью вырваться из лагерного ада. В осторожных беседах Степан склонял их к невыполнению заданий противника. Являясь в органы советской контрразведки с повинной, эти агенты охотно рассказывали о своих сокурсниках, переброшенных через линию фронта одновременно с ними. Тем самым они оказывали большую помощь чекистам по своевременному пресечению подрывных действий врага.

После успешно проведённой наступательной операции летом 1944 года войска Карельского фронта освободили Петрозаводск. Поспешно отступая, администрация разведшколы вывезла с собой наиболее перспективных агентов. В их числе оказался и советский разведчик Гоменюк, который затем по финскому паспорту самостоятельно устроился на службу в пограничную охрану в районе Петсамо.

Имеется две версии возвращения Степана Гоменюка на Родину. По первой версии, в мае 1945 года, после учёбы в пограншколе города Хельсинки, он нашёл возможность посетить Союзную контрольную комиссию, и его тайно на самолёте вывезли в город Ленинград. По другой, финской, версии Гоменюк, он же «Терро» 11 ноября 1944 года был передан в СССР.

Возвратившись в Ленинград, Гоменюк представил в военную контрразведку ценные сведения о деятельности разведывательных органов противника, об известных ему официальных сотрудниках, агентах финской разведки, заброшенных или подготовленных к заброске на территорию нашей страны с подрывными заданиями. Также сообщил информацию о возможных местах нахождения вывезенных в Финляндию агентах. Всего в своем отчёте он указал около 100 человек.

За успешное выполнение ответственных заданий Особого отдела Карельского фронта в тылу врага в годы Великой Отечественной войны и проявленные при этом мужество и стойкость советский разведчик Степан Дмитриевич Гоменюк был отмечен наградами Родины.

 

Задание выполнено

 

На сайте «Подвиг народа 1941г.-1945г.» мне удалось разыскать информацию ещё об одном бойце партизанского отряда «Папанинцы». Крутиков Александр Степанович 1914 года рождения, место рождения – Костромская область, Сусанинский район, д. Головинская, звание старший лейтенант, в РККА с 1 ноября 1941г. Место службы – 91 СП.37СД.32А.

Выписка из наградного листа

«С 12.09.41г. тов. Крутиков прибыл на Карельский фронт в составе партизанского отряда в качестве рядового, фамилия командира отряда Мыскин. Крутиков состоял в диверсионной группе. За время пребывания группа 2 раза ходила в тыл противника. Первое задание было подорвать мост в р-не Кулуярве. Задачу выполнили, за что Крутиков был представлен к награде, но не получил. Второе задание было подорвать арт. склад. Задание выполнено, но при выполнении этого задания Крутиков 2/11.41г. был ранен в правое лёгкое и эвакуирован в госпиталь.

По возвращении из госпиталя был направлен в 113 запасной полк, как выздоравливающий, где был адъютантом штаба батальона.

В первых числах января 1942 года был направлен в 91 стр. полк 37 стр. дивизии на должность зам. командира 3 пулемётной роты в районе 14 разъезда Кировской ж.д. 15 июля 1942 года полк был переброшен в район ст. Масельской. Крутиков был назначен командиром 8 стр. роты. 5 ноября 1942 года, при проведении разведки боем в составе роты с задачей захвата языка, был тяжело ранен в правую ногу с повреждением нервов. Задача ротой была выполнена, он был сразу эвакуирован в госпиталь.

В данный момент ст.2 п.11 приказа ДКО 336-42 к военной службе не годен, имеет инвалидность 2 группы, работает в должности директора столовой № б Исакогорского отд. Военторга. К работе относится добросовестно. Данные о ранении подтверждены справкой госпиталя № 2527».

Крутиков А.С. 10 февраля 1945 года был награждён орденом Отечественной войны II степени, 6 ноября 1985 года – орденом Отечественной войны I степени.

Память о партизанском отряде «Папанинцы» и его бойцах сохраняется в сердцах жителей Архангельской области.

 

Валерий Карьялайнен,

краевед. г. Архангельск.

Стартовал прием заявок на конкурс губернаторских грантов
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112
Архангельский областной центр социальной защиты населения
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.