ОБЩЕСТВО
10:46 / 24 февраля 2022
587

Зинаида Карпук: «Если можно помочь людям, это надо делать, не боясь ответственности»

15 февраля Холмогорский районный суд вынес решение по уголовному делу  в отношении бывшей главы МО «Холмогорское» Зинаиды Карпук. Напомним, она обвинялась в халатности, повлекшей причинение особо крупного ущерба и нецелевом расходовании бюджетных средств, совершённом в особо крупном размере.

Суд приговорил Карпук З.Г. признать невиновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1.1 ст. 293 УК РФ и оправдать её в связи с отсутствием в деянии состава преступления. В совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ признать виновной и назначить наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком 10 месяцев, с лишением права занимать определённые должности на 1 год

В первом случае речь идёт о построенных в 2014-2015 годах восьмиквартирных домах на улице Ломоносова, получивших прозвище «новых ветхих».  После заселения люди стали жаловаться на сырость, плесень и другие проблемы в квартирах, а в 2019 году двое жителей обратились в Следственный комитет, предоставив заключение независимой экспертизы, согласно которому их дом не соответствовал требованиям строительных норм и правил.  Тема освещалась в СМИ и бурно обсуждалась жителями. Увидев в официальных сообщениях сумму причинённого ущерба в 30 миллионов рублей, кто-то решил, что эти деньги глава присвоила. Изобличающие сюжеты по телевидению, злобные комментарии в соцсетях – всё это, как сегодня говорит Зинаида Карпук, стоило здоровья и нервов не только ей, но и её родным. Мама Зинаиды Геннадьевны, к сожалению, ушла из жизни, так и не узнав, что по статье о халатности вынесен оправдательный приговор. 

Что касается нецелевого использования средств, то согласно решению суда «обвиняемая, с целью скорейшего освоения выделенных бюджетных средств, во избежание их возвращения в бюджет по итогам финансового года, как следствие, привлечение к ответственности за неполное выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных региональной адресной программой, в период с июня 2014 года по декабрь 2016 года израсходовала средства субсидии в сумме более 16 млн рублей, то есть в особо крупном размере, на цели, не соответствующие условиям их получения, определённые программой Архангельской области, при предоставлении жилых помещений 14 гражданам, проживающим в других домах, не подлежащих расселению».

Сегодня в разговоре с Зинаидой Карпук мы возвращаемся к событиям шести-семилетней давности.

- Зинаида Геннадьевна, если дом построен некачественно, наверное, в первую очередь виноват тот, кто его строил. Вас обвиняли в том, что вы подписали акты, не организовав работу приёмочной комиссии и не назначив экспертиз. Почему так получилось?
- Разрешение на строительство выдавала районная администрация, она же после окончания строительства выдавала и разрешение на ввод объектов в эксплуатацию. Как это происходило – я не знаю, нашу администрацию к этой процедуре не привлекали. Мы заключали муниципальные контракты на покупку квартир и принимали жилые помещения  именно комиссионно. Происходило это так. Когда у меня было на руках разрешение на ввод дома в эксплуатацию, я собирала комиссию, в которую входили представители отдела строительства и архитектуры районной администрации, народной жилищной инспекции, управляющей компании, и шли в те квартиры, которые мы покупали. Мы осматривали жилые помещения и сверяли с техническим заданием контракта. Например, соответствуют ли техусловиям обои, ламинат, кафельная плитка, окна, двери и т.д. Замечания записывали, комиссия составляла акт, который я передавала застройщику. Через некоторое время комиссия проверяла устранение всех недостатков, и после этого подписывался акт приёмки жилого помещения.

- И на момент заселения всех всё устраивало?
- Да, всех граждан, заселённых в эти дома, квартиры устраивали. Это нашло своё подтверждение и в ходе судебного заседания.  Дома были заселены в 2014 – 2015 годах. Первые жалобы стали поступать в администрацию поселения в 2016 году. Поскольку дома были на гарантии, то все претензии направлялись застройщикам для устранения недостатков. На начальном этапе много фактов указывало на неправильную эксплуатацию жилья самими квартиросъёмщиками. Но потом были проведены строительные экспертизы, направлены исковые заявления в Арбитражный суд, и согласно решениям суда застройщики ООО «Милогос» и ИП Рашев обязаны были устранить недостатки, допущенные в ходе строительства.

- Если здесь люди – как установил суд, не по вашей вине – пострадали, то те 14 семей, о которых идёт речь во второй части обвинения,  получили качественное жильё, и были заселены в новые дома по другим адресам. Кто они – эти граждане?
- Все они жили в домах, признанных непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу, хотя и не вошедших в адресную программу переселения. Есть семьи с детьми-инвалидами. Например, в Холмогорах семья, где мальчик-колясочник и его бабушка-инвалид, жила в нечеловеческих условиях: щели в стенах были сквозные, брус местами сгнил, и виднелась улица. Другая семья с ребёнком-инвалидом жила в деревне, которая не имеет сообщения с большой дорогой, и там родился ещё второй ребёнок, семья состояла на учёте как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Одна бабушка жила в квартире, где всё рухнуло, и она, сгорбившись, просто сидела в углу и даже спала сидя. В  отношении некоторых граждан имелись судебные решения о предоставлении им во внеочередном порядке жилых помещений, и администрация неоднократно платила штрафы за неисполнение судебного решения. То есть все они имели право на получение новых квартир и нуждались в улучшении жилищных условий. Ни с кем из них личные отношения меня не связывали, и никаких корыстных целей я не преследовала. Единственным желанием было – как можно больше людей обеспечить комфортным жильём. 

- А как удалось это сделать, если дома, в которых они жили, не были включены в программу?
- При реализации программы переселения в домах, признанных аварийными и включёнными в программу, были пустующие квартиры. Наниматели в этих квартирах давно не жили, данных о них не было в похозяйственных книгах, и мы не могли даже установить их местонахождение. Вот эти невостребованные жилые помещения и были распределены между теми 14 семьями. Все они были официально прописаны в квартиры многоквартирных домов,  включённых в программу переселения, и впоследствии переселены в новое жильё.  Деньги, выделенные на переселение граждан из аварийного жилья, и были потрачены на переселение – ни на ремонт дорог, ни на благоустройство или другие мероприятия, а именно на цели, предусмотренные программой переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. 

- Зинаида Геннадьевна, сейчас, пережив уголовное преследование, вы, наверное, поступили бы по-другому?
- Я очень благодарна моей семье, друзьям, коллегам, главам муниципальных образований Холмогорского района – бывшим и действующим, адвокату Сергею Александровичу Лунёву за ту огромную поддержку, которую они мне оказывали и оказывают всё это время. Я родилась, выросла, и всю жизнь работала в Холмогорах и никогда не строила планов уехать со своей малой родины. И когда баллотировалась на должность главы поселения, даже не интересовалась, какой будет моя зарплата. У меня горели глаза, я узнавала о новых проектах и программах, где можно участвовать, чтобы благоустраивать село, строить жильё для людей, делать условия жизни лучше, во всём находя поддержку хорошей команды нашей сельской администрации. По объёмам строительства нового жилья взамен ветхого и аварийного наше сельское поселение было первым в области после городов Архангельска, Северодвинска и Новодвинска! 
Да, я много думала о том, как бы я поступила, если бы вернуть всё назад. Что касается качества возводимого жилья – даже если бы я круглосуточно находилась на стройках, я бы вряд ли что-то могла поменять, поскольку не специалист в области строительства. А что касается переселения граждан и предоставления квартир, я снова сделала бы то же самое. Потому что если хоть каким-то образом можно помочь людям, это надо делать, не боясь ответственности, а иначе зачем идти на такие должности.

Мария КУЛАКОВА


Похожие материалы

Стартовал прием заявок на конкурс губернаторских грантов
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112
Архангельский областной центр социальной защиты населения
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.