КРАЕВЕДЕНИЕ
16:30 / 22 апреля 2024
67

Дом Гудковых – «место привета»

В конце января в селе Ломоносово прошли XIII Грандилевские чтения. Десять исследовательских краеведческих работ представили школьники Холмогорского округа. Среди них работа одиннадцатиклассника из Емецка Тимура Гудкова, он рассказал об истории родового дома своей семьи. Дом № 46 по улице Горончаровского  в Емецке считается памятником архитектуры наряду с домами известных промышленников братьев Вальневых. Полагаем, история этого здания будет интересна и нашим читателям. С согласия Тимура и его руководителя Ольги Томашевской публикуем часть этой работы.

1859 год. Известный этнограф и литератор Сергей Васильевич Максимов пишет в книге «Год на Севере»: «Емцы (названные так по реке Емце, впадающей в Двину поблизости) были одним из первых новгородских заселений в этом краю. И теперь оно красуется хорошей каменной церковью с поразительно высокой колокольней в четыре яруса, и рядом красивых домов своих: общим видом село неизмеримо лучше города Холмогор».
А  М.В. Ильинский  в своей книге «Архангельская ссылка», изданной в Петербурге в 1906 году,  отмечает: «В Емецке, богатом селе, число политических не поднималось выше пяти. По рассказам емецких ссыльных, приезжавших на короткую побывку в Архангельск, Емецк был одним из тех редких сёл, где политическим ссыльным жилось сравнительно легко, и где отношения с населением не оставляли желать ничего лучшего. Даже внешний вид этого села говорил об его исключительном положении. Солидно выстроенные двухэтажные дома, чистые и поместительные, придавали ему вид уездного зажиточного городка, и Емецк мог действительно поспорить с Холмогорами за первенство в уезде. В селе получался ряд лучших газет и журналов, которые обыватели предоставляли в пользование политическим ссыльным. Квартирный вопрос, за малочисленностью политических квартирантов, не обострялся здесь, как в других местах…».
Эти описания  Емецка относятся ко второй половине 19-началу 20 века. Изучая фотографии этого периода, замечаем, что действительно, дома села Емецкое (а располагалось оно между двумя ручьями: Солонихиным (около нынешнего музея) и Поповым (на месте моста)) добротные, большей частью двухэтажные, сделанные из хорошего дерева. Среди этих домов выделяется дом с балкончиком –дом, который в народе села Емецка называют домом Гудковых.
Имел привлекательный вид…

Время постройки дома мы можем обозначить примерно между 1840 и 1890. Первая граница датировки связана с пожаром 1838 года, который уничтожил всё село.
«19 мая 1838 года в четвертом часу пополудни, в четверг, когда народ разъехался, в Емецке начался пожар. Начался он с дома Михайла Кочегарова от недосмотра за разогреванием в сенях самовара. В течение трёх часов все село сгорело. Дома стояли в четыре ряда, не осталось ни одной жилой квартиры. Сохранилась каменная церковь, но и у неё пострадали главы. Сохранился еще вальневский кабак, что стоял на берегу, и ниже, под угором, «Чайная», построенная на сваях. Сгорели опять стан и все бумаги по Емецку и волости. Жители расселились в ближайшие деревни, и опять было разрешено три года безвозмездно рубить лес для построек».
Вторая граница - 1896 год. Как пишут «Архангельские ведомости», «14 июня 1896 года в  этом  доме на  втором этаже была открыта библиотека-читальня. Библиотека   работала  ежедневно,  выписывала  газеты,  журналы. Емецкая библиотека-читальня была открыта Обществом трезвости 14 июля 1896 года с разрешения начальника Архангельской губернии. Библиотека находилась в доме Т.И. Гудкова и работала под непосредственным наблюдением протоиерея Дмитрия Дмитриевича Козмина». [1]  
Людмила Ивановна Гудкова, моя бабушка, помнит, что под крышей дома была надпись «1871». В последнее время  это место закрашено, поэтому сказать о точной дате постройки дома нет возможности.
Дом построен в два этажа с мезонином под общей крышей. Не обшит доской. Основание из белого кускового известняка. В доме ранее была поветь и взъезд, помещение для животных. Рядом долгое время находился колодец с воротом. Сюда за водой приходили многие жители центра села. Колодец просуществовал до 90-х г. ХХ века.
Этажи соединяет лестница. На каждом этаже коридорная система,  по шесть комнат, есть кухни с русскими печами. Комнаты оштукатурены по традициям Санкт-Петербурга. На потолках примитивная лепнина в виде круга. Когда-то была дорогая мебель: буфет из карельской берёзы, зеркало с подставкой, венские стулья, сундуки и лари. В 60-е гг. ХХ века, по воспоминаниям жителей, дом имел привлекательный и аккуратный вид: белые накрахмаленные занавески в технике «ришелье», яркие герани, во дворе – цветущая черёмуха…
В доме, кроме семей  Гудковых, находились в разное время  организации. Мы уже вспоминали о существовании в доме библиотеки и Общества трезвости. В 50–60 -е годы ХХ века несколько комнат занимали работники  Емецкой гидрометеостанции. Также в 60-е здесь жил и работал фотограф из Архангельска. Долгое время Гудковы предлагали комнаты своего дома для  молодых специалистов: врачей, учителей, руководства. Нередко в доме проживали, в виду отсутствия интерната, дети из близлежащих деревень (например, в сильные морозы или распуту).

Род Гудковых

В нашей семье живёт память о владельцах дома Гудковых – наших предках.
Первым хозяином дома стал  Гудков Терентий Иванович (1830 - 1903). Исходя из архивных данных, «продолжительность жизни: 73. Место жительства: с. Емецк. Основное занятие: крестьянин».
В браке с Агафьей Васильевной у них родилось пять дочерей: Вальнева (Гудкова) Александра Терентьевна (26(14).03.1869), Гудкова Ольга Терентьевна (1871), Жданова (Гудкова) Елизавета Терентьевна (1895), Иванова (Гудкова) Мария Терентьевна,  Лохова (Гудкова) Александра Терентьевна (1898) и сын Гудков Александр Терентьевич.
Терентий Иванович  вёл активную общественную жизнь. Состоял в комитете Общества трезвости.
Вот что говорят архивные документы: «По отчету за 1902 год, в обществе было 135 человек...За год проведено одно собрание и три заседания комитета с целью противодействия чрезмерному употреблению хмельных напитков. Проведено четыре народных чтения с туманными картинками и пением церковного хора. Посетило восемьсот человек. Темы для чтения были взяты из брошюр религиозно-нравственного содержания, исторического и народного быта. Использовались два волшебных фонаря и музыкальные инструменты».
После его смерти в 1903 году  хозяином дома стал сын Александр Терентьевич.
Семья с фамилией Гудковы была единственной в Емецке и округе. Скорее всего, поэтому  дом называли именно по фамилии.
Семейство Гудковых увеличивалось. Сёстры вышли замуж и разъехались по своим семьям: Евдокия Ивановна, выйдя замуж за купца Матвеева Василия Михеевича, переехала в Вытегру, Елизавета – в Санкт-Петербург (стала женой фабриканта), её долго называли в нашей семье «питерка», перед войной она очень помогала родным одеждой. В доме теперь оставался один сын Александр Терентьевич и его семья. Время было предреволюционное, тяжёлое. Александр  зарабатывал «отхожим промыслом», был красноармейцем, устанавливал Советскую власть в Емецке. Зачастую в доме оставалась только его жена – Парасковья Ивановна (Таратина) (10.11.1887 г.р.). Она была родом из д. Чухчин Конец ( Рато-Наволок). Невысокая, улыбчивая Параскева стала вскоре главой этого большого дома и многочисленной семьи.

Параскева – хозяйка большого дома

Парасковья Ивановна Гудкова  – ветеран колхозного движения. Начав работать где-то в 20-е годы в составе сельской артели, добросовестно трудилась до послевоенного 1950 года дояркой. Она всю свою энергию и душу вкладывала в работу. А труд этот в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время   был ручным и далеко не лёгким, но очень значимым для молочного производства. В любое время года, без выходных и отдыха, подъём в 3 утра и за полтора километра к утренней дойке своей группы коров. И так 3-4 раза в сутки! Руки болели от усилий и систематического напряжения, простуды. Животные требуют постоянной заботы. Процесс этот нельзя приостановить, не задержать, не оставить на «потом», заменить некем, так как резерва  у доярок не было.
А дома в короткие перерывы между дойками на колхозной ферме – дела в домашнем хозяйстве. На своём подворье – корова, овцы, гуси, куры, за которыми также требовался уход. Уборка, стирка, приготовление пищи и содержание приусадебного участка – это далеко не полный перечень работ в своём большом хозяйстве.
Судьба не баловала Парасковью Ивановну: в начале 30-х трагически погиб её муж, Александр Терентьевич. Мой дедушка, Владимир Павлович Гудков, вспоминал слова своего отца Павла Александровича: «Отец был вспыльчивым человеком. Когда мне было лет 18, он опрокинул на меня горячий самовар и ушёл в отход… Больше мы его не видели».
Семья в составе восьми детей осталась на попечении матери: Николай, Мария, Вера, Пётр, Сергей, Павел, Валентина, Василий. Всех их надо было поднимать. Дети росли активными участниками жизни. Например, Вера (в замужестве Соколова) была первой пионеркой Емецка.
Гудков Василий  Александрович   рассказывал о жизни без отца так:   «Мы  жили   бедно,  по   сравнению  с  Вальневыми (дом Гудковых рядом с домом Фёдора Ивановича Вальнева),  но  наш  дом  тоже   был  высоким,  и  окна  второго  этажа  были  напротив  их  дома.  И  мы,  будучи  детьми, наблюдали  из  окна,  какими  красивыми  и  нарядными  были  их  дети   и  приглашенные   на  ёлку, но  зависти  не  было – у   нас  были  свои  игры,  у  них - свои».
Парасковья  Ивановна всем помогла получить образование, нужное для жизни. За воспитание восьмерых детей она удостоена звания «Мать-героиня». Дети, а позже и внуки любили бабушку за её покладистый характер и умение уладить все проблемы.

Верхние и нижние

Дети взрослели, уезжали из дома, обзаводились семьями и проживали в различных регионах России. В доме Гудковых в Емецке оставались только Николай, Павел, Василий, Валентина.
В 1940 году в семье произошёл трагический  случай: ушёл из жизни старший сын – Николай Александрович Гудков. Он был одним из лучших трактористов Емецкой МТС (машинно- тракторной станции), участником военных действий Карело-Финской кампании 1939 года, активный комсомолец, добрый и порядочный человек.
Под крышей дома Гудковых с Парасковьей Ивановной после войны проживали дочь Валентина Александровна и семьи Павла Александровича – Гудковы «верхние» (так как семья занимала второй  этаж) и семья Василия Александровича – Гудковы «нижние».

Валентина – артистка Северного хора

Дочь, Валентина Александровна, занимавшая небольшую комнату на втором этаже, в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время работала инспектором в Емецкой сберегательной кассе. Кроме того, она многие годы (50-60 гг. ХХ века) по совмещению выполняла функцию лаборанта Емецкой гидрометеостанции. В её обязанности входило наблюдение за состоянием реки Емцы. Два раза в день, рано утром и поздно вечером, она брала пробы воды в реке и определяла уровень воды. Валентина Александровна принимала активное участие в художественной самодеятельности районного Дома культуры, руководила хором. В конце Великой Отечественной войны в Емецк на пароходе приехал Северный хор, который создала Антонина Яковлевна Колотилова. Она же приметила среди молодых артисток Валентину Александровну – красавицу с длинной косой и ярким голосом, и  пригласила  её петь в своём коллективе. Так Валентина стала артисткой Северного хора. Но после рождения сына Станислава в 1947 году была вынуждена временно оставить любимое дело, вернулась под крышу родного дома. В Архангельск и Северный хор ей предстояло вернуться только в 60-х.

Павел – ветврач

Мой прадедушка, Павел Александрович Гудков (19.11 1911) говорил, что родился в один день (ровно через 200 лет) с М.В. Ломоносовым. Его жизнь была связана с лошадьми.  В молодости он  занимался извозом: возил на тройке лошадей до станции Обозерская пассажиров поезда, иногда случались поездки до самого Питера (Ленинграда). Позже, перед Великой Отечественной войной, он заканчивает полугодовые Высшие ветеринарные курсы и становится дипломированным ветеринарным врачом. В 40-60-е годы Павел Александрович  являлся едва ли не единственным и, самое главное, безотказным специалистом в Емецком районе. Он в любую погоду, в любое время года и суток ехал, шёл, пробирался через реки и болота в любую удалённую деревню для помощи животным. В 1938 году он женился на Анне Владимировне Логиновой из Шидозера (18.02.1918 г.р.), с которой воспитал шестерых детей. Все дети родились и выросли в доме Гудковых. В конце 60-х их семья переехала в свой дом в деревне Шильцево.
Мой дедушка, Владимир Павлович Гудков (13.07.1949), четвёртый ребёнок Павла Александровича, также вырос в доме Гудковых. Он проживал по этому адресу до армии (1967 г.). Все детские воспоминания моего деда связаны с этим домом. Он помнит всех Гудковых, поддерживает отношения  с ними, с удовольствием принимает гостей в своём доме, поддерживает традиции старого дома Гудковых.

Василий и Васильевичи

После ухода Парасковьи Ивановны хозяином всего дома стал Василий Александрович (1922 г.р.). Участник Великой Отечественной войны, он в 1939 году был призван в ряды РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии). Часть, в которой служил Василий Александрович, вступила в бой с фашистами в первые часы Великой Отечественной. В один из боёв бойцы были окружены врагом и взяты в плен, Василий пытался несколько раз бежать, но попытки не увенчались успехом. Долгое время он числился без вести пропавшим. Семья ничего не знала о его судьбе. Только после Победы в 1945 году Василий был освобождён. Вернувшись домой, он посвятил свою жизнь сельскому хозяйству. До 1950 года был председателем колхоза «Емецкий», после укрупнения хозяйства назначен бригадиром колхоза имени Ленина, позже стал начальником убойного пункта, где и работал до пенсии. В 50-е годы Василий Александрович женился на Анне Александровне и  воспитал с ней  пятеро детей. «Васильевичи», их дети, продолжали жить в доме Гудковых до 2010 года. Позже наше «родовое гнездо» было продано.
***
Сегодня в центре Емецка стоит неухоженный дом, который всё ещё по привычке жители называют домом Гудковых. Многие емчане, говоря о доме Гудковых, вспоминают о нём как о «месте привета и доброжелательности» для всех их многочисленных родственников, знакомых и незнакомых людей, которые могли просто попроситься на ночлег. Гудковы никогда не отказывали: находили всем место под крышей дома или хотя бы  приглашали за хлебосольный стол с самоваром, который всегда был в состоянии готовности, а за чашкой чая можно было получить помощь и поддержку.

Стартовал прием заявок на конкурс губернаторских грантов
Спаси жизнь! Сообщи о пьяном водителе. 112
Архангельский областной центр социальной защиты населения
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.